Friday, August 14, 2009

Лингвистическое

По-русски говорят "пользоваться репутацией", а по-английски "enjoy reputation". Занятная разница в оттенках. [Thanks to Sowa.]

Update. Sowa отметил (в подзамочной записи, так что ссылку дать не могу), что ему больше нравится "иметь репутацию" и "пользоваться уважением". Наверное, он прав. Но я не единственный "пользователь репутацией" - как показало поверхностное гугление, тем же грешит неизвестный мне дотоле профессор Славянского государственного педагогического университета, а также писатель В.Г.Короленко.

10 comments:

ntsil said...

Ну да -- это как с обсуждавшимся "Great minds think alike". Вот еще ссылка на забавное обсуждение подобного рода, недавно попавшееся в ленте.

avzel said...

Наташа: хорошая ссылка. А русский вклад был бы "и волки сыты, и овцы целы", да? А что Вы думаете по поводу моего апдейта ("пользоваться" vs "иметь")?

ntsil said...

Волки-овцы -- в русском не единственный вариант. Есть еще, например, проблема залезть на елку и чего-то там не ободрать :)

Насчет "пользоваться" vs "иметь", если без гуглей и словарей, то я бы сказала, что можно и так и так, но "пользоваться репутацией" -- чуть более устаревшее/книжное выражение, нежели "иметь репутацию".

avzel said...

Забавно, что у Совы на этот счет мнение прямо противоположное (а у меня, пожалуй, никакого).

ntsil said...

Ой, не знаю, это уже совсем проблема бороды получается. Мне теперь попеременно кажется то так, то так. Может быть, не имеет смысла обсуждать этот вопрос вне контекста. Вот был бы какой-нибудь текст, тогда было бы понятно, какая версия лучше ложится.

avzel said...

Моя исходная фраза была такая: "Такой-то пользовался репутацией порядочного человека". Мне-таки стало казаться, что по крайней мере в этом контексте "пользовался" звучит не слишком логично.

ntsil said...

Про логику не знаю, но звучит, по-моему, совершенно нормально.

Anonymous said...

Цитата из Короленко имеет забавный аспект: репутацией отчаянного головореза действительно можно с успехом пользоваться.

Marina said...

Я бы сказала: "Такой-то имел репутацию порядочного человека". Слово "пользовался" тут явно наводит на мысли о целенаправленном её использовании. (То подзамочное обсуждение, о котором речь, я не видела.)

avzel said...

Наверное, пора подвести итоги этого поучительного обсуждения. Репутация порядочного человека - вещь хрупкая, так что пользоваться ей надо с осторожностью. Но и слишком активно её иметь я бы тоже не советовал. :)